Пошаговый план постановки целей в стартапе с помощью метода OKR

В статье разберем план постановки целей в стартапе, благодаря которому вы сможете держать фокус команды на главном.
Мы часто пишем о важности целеполагания в стартапах. И первый вопрос, который вы скорее всего зададите:

Как поставить цели?

Какие задачи и в каком порядке нужно делать, чтобы при этом не нагрузить команду ненавистной бюрократией. И как сделать цели своим помощником.
Разберем пример на команде до 30 человек, работающих на ранней стадии одного продукта ( MVP или раннее масштабирование).

Распространенные проблемы на ранних стадиях, которые важно решить:

  • Мы профессионалы, поэтому сразу делаем масштабируемую архитектуру, инновационный дизайн и идеальный клиентский путь. Вот уже полгода делаем, а о клиентах совсем забыли.
  • При первых трудностях у команды падает мотивация.
  • KPI всего лишь цифры и не мотивируют людей.
  • Команда тушит пожары вместо достижения целей.

Когда нужно ставить цели в стартапе?

Так вы заранее синхронизируете участников ваших процессов и будете понимать ожидаемый результат. Нужда в системном целеполагании возникает, когда:

  • Энтузиазм уходит и начинают возникать конфликты.
  • Весь фокус на сотрудниках, а не на росте компании.
  • С ростом команды на координацию сотрудников уходит много времени.
    Хочется, чтобы участники сами договаривались между собой.
  • Мы хотим ставить цели в формате OKR — objectives and key results, который применяется в Google, Tinkoff, Avito и других компаниях.

Если команда стартапа насчитывает до 30 сотрудников, то стоит сразу провести общую сессию постановки целей.
Не все участники сессии внесут вклад в постановку целей. Но все равно лучше позвать — пусть будут в курсе, зачем вообще компания существует.

Шаг 2. Определение формата встречи

Офлайн — лучший формат встречи для активного участия присутствующих в постановке целей и мощного мотивационного заряда. Заранее запланируйте встречу на полный день.
Если у вас удаленная команда, то стоит учитывать специфику дистанционных встреч. Разбейте встречу на 2 дня по 4 часа, иначе к концу однодневной 8 часовой встречи сотрудники будут сильно уставшими. Добавьте интерактивности, используя miro и похожие инструменты.

Шаг 3. Определение приоритетных направлений

Вариант №1. Простой

Business Model Canvas — один из простейших инструментов для генерации идей по приоритетным направлениям, в том числе с участием команды. После заполнения схемы проголосуйте командой за наиболее важное.

Вариант №2. Еще проще!

Подробно ответьте на следующие вопросы:

  • За что клиент скажет нам «спасибо»? Какая реальная ценность для клиента?
  • Как будем выходить в ноль и зарабатывать первый миллион?
  • Какую проблему нужно решить в первую очередь? ( Составьте список проблем в порядке приоритета).

Шаг 4. Формирование целей (Objectives)

Многие руководители усложняют менеджмент и формируют objective путем сложных преобразований из приоритетных направлений. Возьмите за правило упрощать!
Если вам необходимо решить вопрос «Как выйти в ноль и не сгореть через 3 месяца?», то пусть цель такой и будет. Цель должна быть ясна и мотивировать вас и команду.

Шаг 5. Определение ключевых результатов (Key Results)

Максимально подробно определите цель и добавьте ограничения, чтобы не усложнять себе путь достижения результата.

Пример: Как выйти в ноль и не сгореть через 3 месяца?

1) «Выйти в ноль» — это про доходы и расходы. Можно использовать переменные: KR1 — достигнуть дохода Х, KR2 — удержать расходы на уровне Y

2) «Не сгореть через 3 месяца«. Сгореть сотрудники могут, если, например, работать днями и ночами. В этом случае KR может быть следующим: KR3 — не более Х ночных смен для всей команды в следующие 3 месяца.

Не стоит ставить цели более чем на квартал. После поймете, что скорректировать.

Шаг 6. Написание дорожной карты

Часто после постановки целей команда продолжает работать по прежнему шаблону. Чтобы этого не произошло, обязательно сделайте дорожную карту достижения целей.

Устройте брейншторм. Возьмите KR и сформулируйте задачи, которые могут на него повлиять.

Критерии задач:

  • Не создавайте громоздких задач. Лучше успеть сделать больше мелких и средних, так как не каждая задача даст желаемый результат.
  • Каждая задача должна быть понятной и влиять на 1-2 ключевых результата.
  • Назначьте ответственного на каждую задачу после составления дорожной карты.

Простой пример постановки задач в стартапе

Имеем: Стартап-сервис для продвижения акций с командой из 30 энтузиастов

Проблема: Множество мнений среди сотрудников на тему точек роста компании. Клиенты уже были, но не можем масштабироваться.

Решение: Команда сформировала понятную и мотивирующую цель — «Масштабировать финтех клиентов», после чего подобрала ключевые результаты.

Изменения: Продуктовая команда сделала User story под финтех сегмент, продажники точно определили ЦА продукта и запустили продвижение, а поддержка сервиса стала решать новые кейсы. У команды появился четкий фокус на ключевых результатах и полная синхронизация по задачам.

Результат: Стартап научился работать в сегменте финтех и хорошо зарабатывать.

 

Статья написана по мотивам интервью Павла Стоянова (Product Manager из Тинькофф) с Артуром Неком (Управляющий партнер Neogenda).

[su_youtube url=»https://youtu.be/23U8yYmlIXc»]