Привет, друзья!
Чем KPI отличается OKR? А если у нас уже есть KPI, подойдет ли нам OKR? Как их совместить? Эти очень похожие вопросы входят в ТОП самых задаваемых на наших тренингах и сессиях по планированию OKR.
В этой короткой статье мы на них ответим.
Прежде, чем начать, Давайте договоримся, что KPI мы обсуждаем только в контексте показателей эффективности, не связывая его с премированием, оплатой труда и т.п..
Итак, поехали.
Разберем пример
Цель:
«Заработать в три раза больше денег в этом году»
KR 1 – Кол-во клиентов +30% к прошлому году
KR 2 – Cредний чек +30% к прошлому году
KR 3 – CSI не ниже X%
Такое мы часто видим в компаниях. Попробуйте сначала взглянуть и пару минут подумать, что же здесь не так.
Видно, что компания хочет заработать денег, при этом ставит значения, превышающие их трендовые показатели год к году. При этом, совершенно не факт, что компания понимает, как будет это делать. В случае, если не получится, такой OKR позволит конце года сказать, что цель была слишком амбициозной, поэтому не получилось. В особо тяжелых случаях, это позволит сказать, что OKR совсем не работает, давайте жить по-старому.
Это называется «постановка OKR на основании текущих KPI». Как правило, это абсолютно не рабочая связка, которая ни коим образом не отвечает на вопрос: «Что нужно сделать и не помогает найти точку роста». Так делать не стоит. Давайте разбираться, как сделать лучше?
Что такое OKR и что такое KPI?
Мы видим, что компания из указанного примера считает важные для себя показатели, наверняка у них даже есть какой-то набор метрик, за которыми они следят. Наверняка бывает так, что метрики показывают не те значения, которые нравятся менеджменту и предпринимаются какие-то действия. Такой набор метрик можно собрать в одном пространстве и тогда мы получим Дашборд KPIs или просто KPIs.
Они функционируют как индикаторы, которые дают представление об эффективности существующих процессов.
OKR служат комплексной системой для постановки, отслеживания и достижения целей. Поэтому OKR и KPI нельзя сравнивать напрямую. Поскольку это разные сущности. Однако организации могут использовать KPIs в качестве ценного материала при определении своих ключевых результатов в рамках OKR или даже для постановки Objectives.
Формулирование OKR на основе важного на данный момент KPI
Чтобы создать OKR на основе KPI, обычно определяется тот KPI, который требует особого внимания или влияния.
Например, мы хотим повысить удовлетворенность клиентов — CSI. Это метрика, которую мы измеряли и будем измерять. Мы можем понять, какие изменения с ней произошли. Однако, важна не сама метрика, а понимание того, почему сейчас результат не тот , который мы хотим. Нам необходимо определить область воздействия, которая даст максимальный результат на метрику. Обычно это делается при помощи исследований, опросов и т.д..
Допустим, мы понимаем, что клиенты недовольны большим количеством ручной работы на нашем сайте, каждый второй об этом говорит в опросах. Мы можем даже определить, какие именно области нашего сайта используются чаще и сфокусироваться на них.
Таким образом, может появиться следующая цель:
«Автоматизировать ключевые услуги на сайте».
Или что-то более вдохновляющее:
«Сделать клиента лояльнее за счет автоматизации».
Итак, определив KPI компании, который мы хотим изменить, мы получили основу для Objective компании, который понятен и указывает, что именно мы хотим сделать.
Использование KPI в качестве ключевых результатов.
Как только цель определена, нужно подобрать набор KR.
Напомню, что в качестве KR можно выбирать вехи, метрики (которые можно посчитать или поставить базисные значения), поставить конкретные действия, которые мы хотим совершить, чтобы добиться цели или результаты этих действий.
Какого-то запрета на то, чтобы взять в качестве ключевого результата конкретный KPI – нет. Более того, если у вас уже есть рабочий дашборд KPI, он послужит отличным ориентиром в метриках и поможет быстрее подобрать KR для вашей цели.
Давайте попробуем придумать KR для цели выше:
«Сделать клиента лояльнее за счет автоматизации».
Наша задача — определить KR, которые раскроют суть слов: «Лояльнее», «Автоматизации».
Начнем с результата, который мы ждем: Как мы поймем, что клиенты стали лояльнее? Показывает ли это наш CSI? Если да, то он вполне подходит в качестве KR.
Однако, стоит посмотреть, не нужно ли сузить выборку. Не будет ли привычный CSI слишком «грязным». Рекомендую уточнить методику расчета. Так же, мы можем попробовать исследовать саму суть ответов в опросах клиентов. Какие именно моменты в ручной работе им не нравятся. Например, приходится много раз отсылать запросы, много кликов, много времени или еще что-то. То, что упоминается чаще – может стать основой для KR.
Теперь про автоматизацию. Поскольку пример выдуманный, то и KR здесь будут скорее «с потолка», поэтому скажу проще. Это может быть, как веха, (например, автоматизация конкретного функционала), так и метрика – показывающая кол-во автоматических запросов по сравнению с ручными. В общем, здесь уже имеет значение сам контекст.
Как же все-таки живут KPI и OKR в компании.
Я думаю, вы вы уже поняли, что, хоть это и разные сущности, но они вполне уживаются в одной организации. Более того, совместив KPI и OKR, компания может обеспечить прямую связь между показателями эффективности и целями.
Это позволит использовать более основанный на данных подход к управлению целями, поскольку ключевые показатели эффективности дают ценную информацию о существующих процессах. Однако важно отметить, что OKR выходят за рамки KPI, фокусируясь на более широких результатах, в то время как KPI сигнализируют о производительности и эффективности процесса.