Перевод статьи Кирилла Климова, размещённой на kirillklimov.com.
Оригинал можно прочитать здесь.
Вот краткий список всех игр и симуляторов, перечисленных в статье:
Онлайн-игры:
Kanban board game (Канбан-игра по мотивам разработки ПО)
Okaloa Flowlab
Featureban
FlowBan
TWiG — The WiP Game
Офлайн-игры:
getKanban
Okaloa Flowlab
Featureban and Changeban
KanbanPizza
Kanban Policy Game
The Flow Hour
AskKanban!
GWAN (Game Without a Name) aka Spry Agility Board Game
The Scrumban Game
NoEstimates Game
CarBan game
Scrumban simulation
TWiG — The WiP Game
The Lego Kanban Game
Ubongo Flow Game
Lean Lego Game
The Penny Game
Paper Boats
The Sudokuban
Multitasking Name Game
Fire Dice
Lean Startup Snowflakes
Agile Airplane Game
The Dot Game
The Motor City
The Bottleneck Game
Ball Point Game
The Ball Flow Game
The Beer Game
Часто мне задают вопрос: «Как можно на собственном опыте объяснить некоторые идеи, лежащие в основе потокового мышления и Канбана, например с помощью игр или симуляций». Я исследовал это вопрос и не нашёл единого списка Канбан-игр. Итак, поехали…
В этом материале я буду использовать термины «игра» и «симулятор» как синонимы. Несмотря на то, что Патрик Стюарт (автор FlowLab, см. ниже) довольно строго относится к разнице, имея в виду симуляции, в которых нет конкуренции между командами, и они будут более открытыми, чем игры, которые следуют определённому сценарию. Мой опыт показывает, что всё это сильно зависит от вашей фасилитации. Например, недавно я понял, что даже фасилитируя некоторые игры из приведённого ниже списка, я делаю это без конкуренции и часто без ограничений — так что это очень похоже на симуляцию. Поэтому тонкая грань между играми и симуляторами субъективна, я оставлю её за границами этого материала.
Ещё одно очень важное соображение, которым следует поделиться. Исходя из моего опыта многочисленных (насчитывающих сотни) фасилитаций различных игр и из мнений других участников сообщества, обучение участников в игре в большей степени зависит от фасилитации и анализа деятельности, чем от самой деятельности. Я видел проведение проверенных мощных игр, которые в итоге мало чему обучали. А с другой стороны, видел базовые игры, которые обучали и приводили к правильным выводам. Кроме того, некоторая потенциальная мощь игры может быть связана с дополнительными возможностями её проведения, которые могут быть описаны или не описаны в официальной документации или где-либо вообще. Типичной иллюстрацией может быть запуск getKanban через нескольких разных целей для разных команд.
Я должен упомянуть, что я проводил сессию на тему Канбан-игр на конференции Kanban Leadership Retreat 2018 (в Праге). Сессия была слишком короткой, чтобы должным образом проработать все детали. Первоначальная идея состояла в том, чтобы использовать возможности высокоинтеллектуальной аудитории, чтобы 1) получить список игр и 2) получить функции/свойства игр, чтобы увидеть, что вы можете показать/проиллюстрировать с помощью игры. Вы можете увидеть результаты сессии на фото:
Ниже я приведу полный список и свой опыт в конкретных играх (конечно, когда у меня есть опыт — я фасилитировал больше половины, но не все). Не стоит ожидать, что этот список будет исторической справкой для всех игр — некоторые игры были доступны в прошлом, но уже исчезли, их здесь нет… В этом списке нет определённого порядка. Всего в списке более 20 игр.
getKanban
Источник: getkanban.com
Автор: Рассел Хили
Время: 2,5 часа — полный день (в зависимости от того, как вы играете и о чём проводите разбор)
~ Год создания: 2009
Лицензия: закрытая/доступна для покупки
Пожалуй, всё ещё самая распространенная полнофункциональная (тяжёлая) настольная игра, способная проиллюстрировать большинство аспектов Канбана. Очень хорошо описана (инструкция по фасилитации входит в комплект). Из-за этого игра по-прежнему является (рекомендуемым) выбором по умолчанию для новых аккредитованных тренеров Канбан в Kanban University, для использования в классе Kanban System Design (также известного как KMP1). Должен заметить, что Рассел Хили получил награду Brickell Key Award в 2011 году за игру getKanban.
В игре доступно несколько игровых режимов с разной общей продолжительностью. Самый продвинутый (и самый продолжительный) режим у меня занял больше половины дня, а с анализом — ещё больше времени. Также следует отметить, что помимо версии, которая продается широкой публике (на момент написания это версия 5), есть более старая версия 2, которая находится в свободном доступе на сайте, которую вы можете скачать, распечатать и использовать. Судя по тому, что я видел и слышал, эта версия широко распространена среди PST (тренеров scrum.org), которые преподают классы «Professional Scrum with Kanban». В течение многих лет в сообществе была идея создания и поддержки альтернативных сценарных потоков (альтернативных наборов ежедневных событий). Я не слышал ни о каких доступных реализациях.
Затронутые концепции: push vs pull, дизайн доски, WIP-лимиты, вероятностное прогнозирование, время выполнения, пропускная способность, блокеры и дефекты, политики, Диаграмма распределения времени выполнения, классы обслуживания (CoS) и Соглашение об уровне сервиса (SLA); Контрольная диаграмма, совокупная блок-схема и многое другое.
Что касается дополнительных ресурсов, то есть запись внутреннего вебинара на тему советов и приёмов фасилитации getKanban, где я и Алексей Жеглов делились своим опытом, доступным для тренера Kanban University через внутреннюю платформу (COYO). Ещё один полезный ресурс, о котором стоит упомянуть, — это статья Алексея по этой теме.
Kanban board game (Канбан-игра по мотивам разработки ПО)
Это онлайн-игра, во многом вдохновленная getKanban. Она предоставляет 2 сценария с помощью 2 различных наборов карт событий: getKanban v2 (бесплатная, но довольно старая), 21-дневный игровой процесс и собственные события, 35-дневный игровой процесс.
Источник: www.kanbanboardgame.com
Okaloa Flowlab
Источник: okaloa.com/flowlab
Автор: Патрик Стюарт
Время: 1,5 часа — полный день (в зависимости от того, как вы играете и о чём проводите разбор)
~ Год создания: 2016
Лицензия: закрытая/доступна для покупки.
Ещё один очень сильный игрок в списке, который даёт возможность получить полноценный опыт работы с потоком, различными аспектами Канбана, графиками, метриками и т. д. Игра доступна в нескольких вариантах. Базовый набор (teamFlow) доступен для покупки всем желающим. Набор расширенных симуляций включает в себя Upstream-моделирование (сквозное), мульти-командное моделирование и симуляции ликвидности персонала, которые доступны только после посещения очного 2-дневного курса по их фасилитации. Многие AKT (в том числе и я) используют это семейство в симуляции в сертификационных классах. Я использую их как при проектировании Канбан-систем, так и при их совершенствовании.
По сравнению с getKanban, Flowlab обеспечивает большую гибкость — я смотрю на неё, как на конструктор симуляций. Она более открытая, что также означает большую открытость для недостатков фасилитации, поэтому (как я это вижу) требуется больше опыта в фасилитации.
Было бы разумно ожидать различных вариантов моделирования на основе Flowlab. Один из примеров, о котором стоит упомянуть, — это «Распределение мощностей» Сюзанны и Андреаса Бартелей. Я также всё время экспериментирую с этим набором, с несколькими построенными и использованными мною моделированиями — «исследование показателей» и «вероятностное прогнозирование». Есть сообщество практиков, канал Slack для общения — всё, чего вы ожидаете в наши дни …
Доступна онлайн-версия Okaloa Flowlab, но пока мало общедоступной информации, но вы можете заказать демо версию и купить пакеты. На данный момент доступна только базовая версия, но расширенное моделирование появится позже.
Featureban и Changeban
Источник: featureban и changeban
Автор: Майк Берроуз
Время: 1,5−2 часа
~ Год создания: 2014
Лицензия: Creative Commons (CC)
Эти игры — хороший пример из другого конца спектра. Это быстрые игры, которые хорошо подходят для того, чтобы проиллюстрировать некоторые аспекты потока, а также бросить вызов существующим убеждениям. Я помещаю сюда обе игры, так как они довольно близки. Исторически Featureban был первым. Changeban появился немного позже и является производным от Featureban, вдохновленным Lean Startup. У него схожая игровая динамика, но из-за разных контекстов цели обучения также различаются.
Игры активно развиваются, меняются некоторые аспекты игровой динамики. Но доступны все версии, так что вы можете выбирать по своему усмотрению. Есть сообщество практиков, слабый канал в AgendaShift для общения — вот и все плюсы.
Доступна онлайн-версия Featureban 3.0. Он построен на kaiten. io — одном из онлайн инструментов с поддержкой Канбан Метода.
Источник: tools.kaiten.io/Featureban
KanbanPizza
Источник: agile42.com
Автор: Ральф Круз из Agile42 (на момент создания)
Время: 60−90 мин.
~ Год создания: 2011
Лицензия: CC
Ещё один отличный пример очень известной и широко распространённой игры в сообществе. Она не является «полнофункциональной», но довольно уникальна по нескольким аспектам. Это единственная игра (насколько мне известно), в которой используется физическое пространство и ограничения. Кроме того, вы проектируете свою рабочую среду/пространство и то, как вы это делаете в своей команде.
KanbanPizza доступна довольно давно. В сочетании с CC-лицензией она получила очень широкое распространение. Лично я сомневаюсь, что это должен быть выбор по умолчанию при начале использования Канбана или потокового мышления, но игра определённо может быть лучшим выбором в самых разных ситуациях.
Kanban Policy Game
Источник: training.modernmanagement.bg
Автор: Димитар Бакарджиев
Время: 60−90 мин.
~ Год создания: 2016
Лицензия: CC
Эта игра также помогает исследовать некоторые аспекты Канбана (вытягивание, WIP-лимиты, сотрудничество) и то, как применять эти эффекты в потоке работы, уделяя особое внимание правилам и делая их явными.
The Flow Hour
Источник: github.com
Автор: Родриго Йошима
Время: 1,5−2 часа
~ Год создания: 2010
Лицензия: CC.
Симуляция/деятельность, созданная Родриго, заключается в том, что за час в течение нескольких раундов и итераций учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами Канбана. Эта игра была вдохновлена Extreme Hour. Это не CC (Creative Commons), поэтому, пожалуйста, проверьте лицензию перед её использованием.
AskKanban!
Источник: store.huge.io
Автор: Брендан Вовчко
Время: 10−15 мин.
~ Год создания: 2016
Лицензия: закрытая/доступна для покупки
Приятно иметь в этом списке некоторое разнообразие. Большинство игр и симуляторов здесь построены либо на доске и перемещении карточек на ней, либо на построении чего-либо с течением времени. Эта игра совсем другая и супер простая. Цель состоит в том, чтобы добавить немного геймификации, чтобы улучшить застарелые ежедневные стендап митинги. Доступно отличное 17-минутное видео с подробными объяснениями и инструкциями по игре. Вы можете создать свои собственные электронные карты или приобрести распечатанные на HugeIO.
FlowBan
Источник: flowban.herokuapp.com
Автор: Мауро Стрионе
~ Год создания: 2020
Лицензия: n/a
Чистый онлайн-симулятор, первый подобного рода в этом списке. Вы можете просмотреть двухминутное видео, чтобы получить быстрое представление об этой симуляции. Она всё ещё находится в стадии бета-тестирования и разработки, но мне кажется очень интересной. Мне кажется, что во многих аспектах она очень похожа на getKanban.
GWAN (Игра без имени) aka Spry Agility Board Game
Источник: spryagility.co.za/board-game/
Автор: Берто Кётзее
Время: 45−90 минут
~ Год создания: 2017
Лицензия: n/a
GWAN затрагивает концепции потока, размера пакета, переключения контекста, WIP-лимиты, стоимость задержки. Хорошая игра-симулятор для понимания концептов. Видео инструкция и все материалы доступны.
The Scrumban Game
Источник: github.com
Автор: Димитар Бакарджиев
Время: 90−120 минут
~ Год создания: 2018
Лицензия: CC
Эта игра проведёт вас через моделирование эволюционных изменений в контексте разработки ПО. Интересно, что она имитирует XIT команду в Microsoft, которая представляет собой тематическое исследование, часто используемое во второй день фундаментального курса Kanban System Design. Это вторая игра от Димитара в списке. В ней есть отличные инструкции и все необходимые материалы. Игра даёт игрокам возможность изучить большинство Канбан-практик, включая эффективность потока, производительность в срок, SLE-Performance; которые довольно редко встречаются в играх и симуляторах.
NoEstimates Game
Источник: noestimates.wordpress.com
Автор: Мэтью Филип
Время: 90−120 минут
~ Год создания: 2016
Лицензия: CC 4.0
Отличная игра, чтобы узнать о NoEstimates, прогнозировании и источниках вариаций в поставке ПО. Свободно доступна для загрузки (с GitHub) для печати и игры, или вы можете купить профессионально напечатанный набор.
CarBan game (также известная как CarBan Kanban Simulator)
Источник: github.com
Автор: Рубен Ольсен Лёрк
Время: 90−120 минут
~ Год создания: 2016
Лицензия: n/a
Ещё одна отличная предопределённая симуляция, которая познакомит вас с тем, как использовать Канбан-доску и другие артефакты в командных условиях. По словам Рубена, в ней также есть расширенный режим, имитирующий процесс разработки в нескольких командах.
Scrumban simulation
Источник: simu-learn.net/scrumban
Автор: Сангита Шридхар и Коэн Вэстманс
Время:
~ Год создания: 2018
Лицензия: CC
Симулятор Scrumban на основе игр Kanban Pizza (см. выше) и No Estimations Game. Все необходимые материалы доступны.
TWiG — The WiP Game
Источник: Leanability.com/en/twig/
Автор: Клаус Леопольд
Время: 1,5−2 часа
~ Год создания: 2018
Лицензия: CC
Я оставлю в стороне все обсуждения и теории о том, на какие ещё симуляции похожа эта игра. На её веб-странице говорится, что: «TWiG вдохновлён простотой Featureban и очарован управляющими событиями getKanban». По моему опыту, это всё ещё ближе к «быстрому/простому» концу спектра.
Доступна онлайн-версия TWiG, построенная на другом электронном инструменте (ActionableAgile).
Источник: Leanability.actionableagile.com/twig/
Было бы странно, если бы здесь не было симуляторов на основе Лего, да? У нас есть несколько.
The Lego Kanban Game
Источник: slideshare.net
Автор: Лиз Кеог
Время: 60−90 минут
~ Год создания: 2017
Лицензия: CC
Несмотря на то, что игра состоит из слайдов в Slideshare, этого достаточно для запуска симуляции. Здесь рассматриваются концепции: кросс-функциональность (совместная работа), вытягивание, организация рабочего пространства.
Lego Flow Game
Источник: availagility.co.uk
Авторы: Карл Скотлэнд и доктор Саллианн Фройденберг
Время: 60−90 минут
~ Год создания: 2013
Лицензия: CC
Как и в большинстве симуляторов на основе Lego, структура аналогична — есть несколько раундов, когда небольшие команды создают что-то с помощью Lego с разными правилами/политиками в перерывах между разными раундами. В этом случае есть 3 модели, которые нужно испытать: «Пакетный и поэтапный (водопадоподобный)», «Ограниченный по времени (как Scrum)» и «На основе потока (как Канбан)».
Ubongo Flow Game
Источник: teamworkblog.de
Автор: Ян Фишбах
Время: 60−90 минут
Год создания: июль 2015
Лицензия: n/a
Интересная комбинация Lego Flow Game — вся механика (3 раунда, учебные цели и т. д.) используется оттуда, но вместо кубиков Lego используется игровой материал Ubongo. Помимо описания на английском языке, есть описание на немецком языке.
Lean Lego Game
Источник: dtsato.com
Автор: Данило Сато и Франсиско Триндади
Время: 1,5−3 часа
~ Год создания: 2008
Лицензия: CC
Эта игра была вдохновлена The Lego XP Game, появилась и развилась внутри ThoughtWorks. Здесь коснулись концепций: push vs. pull, Канбан, потери, Кайдзен.
Однажды, я запустил её в 2014 году на конференции: я помню, что ёё приняли очень хорошо, но для запуска потребовалось довольно много кубиков Lego.
The Penny Game (aka «Penny Flow», aka «Pass the pennies», aka «Coin Game»)
Источник: deliciouscupcakes.org
Автор: источники трудно отследить, учитывая ряд вариаций. Похоже, что её улучшили несколько практиков в Agile-сообществе. Первые упоминания относятся к Джо Литтлу, Джорджу Динвидди, Джеффу Сазерленду и Хенрику Книбергу.
Время: 20−45 минут
~ Год создания: 2008
Лицензия: CC
Ещё одна очень простая игра, показывающая концепции небольших партий, ограничений и общения. У вас должно быть всё больше монет для игры, которые становится всё сложнее и сложнее собрать только с группы????
Онлайн-версия The Coin Game была разработана компанией Solutioneers
Источник: solutioneers.co.uk/coingame/
Год создания: 2020
Также доступно краткое руководство для фасилитатора.
Paper Boats
Источник: Leanability.com
Автор: Клаус Леопольд
Время: 45−60 минут
~ Год создания: 2016
Лицензия: n/a
Ещё одна симуляция для исследования разницы между проталкиванием и вытягиванием, на этот раз с помощью конвейерной линии по сборке бумажных корабликов. Можно найти некоторое сходство с игрой The Lean Cups Game. Мартин Азиз и Фернандо Куэнка запускают эту игру для более чем 100 человек и проводят встречу AgileTO. Они создали отличное руководство по фасилитации и предоставили другие вспомогательные материалы. Теперь вы можете запускать её, затратив разумное время на подготовку.
The Sudokuban
Источник: unbounddna.com
Автор: Рене Тротон и Крейг Смит
Время: 45−60 минут
~ Год создания: 2013
Лицензия: CC
Помимо обычных аспектов (WIP-лимиты, вытягивание, поток, время выполнения), здесь добавлена ускоренный класс. И да, вы должны знать о головоломках судоку, поскольку это часть механики.
Multitasking Name Game
Источник: crisp.se
Автор: Хенрик Книберг
Время: 30−45 минут
~ Год создания: 2009
Лицензия: CC
Супер простое, но сверхмощное быстрое моделирование, позволяющее выявить проблемы с многозадачностью. Теперь эта игра является частью Team Kanban Practitioner class. Я узнал её от Мэри Поппендик в 2009 году, а она позаимствовала у Хенрика Книберга. Я запускал эту игру несколько раз с большим успехом.
Fire Dice
Источник: theagilefactor.com
Автор: Джейсон Тайс
Время: 45−60 минут
~ Год создания: 2014
Лицензия: n/a
Изученные концепции: применение ToC к интеллектуальной работе, WIP-лимиты, определение размеров пакетов с помощью аналитики процессов.
Lean Startup Snowflakes
Источник: deliciouscupcakes.org
Автор: Андре Дондт
Время: 60−90 минут
~ Год создания: 2012
Лицензия: CC
Затронутые концепции: обнаружение клиентов, сотрудничество, потери, критерии приёмки.
Agile Airplane Game
Источник: oledru.free.fr
Автор: Джон Хайнц
Время: 1−2 часа
~ Год создания: 2011
Лицензия: CC
Затронутые концепции: выявление клиентов, сотрудничество, потери, критерии приёмки, push/pull, Кайдзен.
The Dot Game
Источник: portal.netobjectives.com
Автор: Аль Шаллоуэй
Время: 45−60 минут
~ Год создания: 2011
Лицензия: CC
Затронутые концепции: push/pull, сотрудничество, Кайдзен.
Это ещё один симулятор, который я имел удовольствие запускать много лет назад. Прошёл гладко ???? Он основан на игре Lean Manufacturing Cup Game.
The Motor City
Источник: yorkesoftware.com
Автор: Джон Йорк
Год создания: 2017
Лицензия: закрытая/доступна для покупки.
Затронутые концепции: Канбан, WIP-лимиты и Теория Ограничений.
В игру можно играть в группах до 4 человек (как и во многие другие в этом списке) на один набор. В симуляторе вы будете собирать автомобили, как в золотой век автомобильной промышленности.
The Bottleneck Game
Источник: agilecoach.net
Автор: Паскаль Ван Каувенберге, Порция Тунг
Время: 2−3 часа
~ Год создания: 2009
Лицензия: CC
Это моделирование поможет вам применить пять фокусирующих шагов теории ограничений (ToC).
Ball Point Game
Источник: borisgloger.com
Автор: Борис Глогер
Время: 45−90 минут
~ Год создания: 2008
Лицензия: CC
Несмотря на то, что изначально эта игра была создана для обучения Scrum (и, вероятно, до сих пор в основном используется для этого), это довольно общая игра. В зависимости от целей, вы можете сосредоточиться на разных задачах обучения. Я запускал её несколько раз. Некоторые из возможных обучающих пунктов (более актуальных для этой статьи): командная работа, Кайдзен, типы потерь и их сокращение, поток, оценка и вероятностное прогнозирование. Итак, как видите, даже с этой игрой вы можете изучить довольно много концепций, лежащих в основе потокового мышления. Карл создал версию, более ориентированную на поток (см. ниже).
The Ball Flow Game
Источник: availagility.co.uk
Автор: Карл Скотлэнд
Время: 45−60 мин.
~ Год создания: 2010
Лицензия: CC
Очень близко к начальной игре с правилами/динамикой (раунды ограничены не рамками времени, а количеством пропущенных мячей), с акцентом на такие показатели потока, как время выполнения, пропускная способность, а также на диаграмму совокупного потока.
The Beer Game
Источник: web.mit.edu
Автор: Школа менеджмента Sloan при Массачусетском технологическом институте.
Время: 45−60 мин.
~ Год создания: 1960-е
Лицензия: n/a
Наверное, самая старая игра в списке. Игра показывает покупательский спрос, распространение знаний и общение. Цитата из описания: «Игра даёт наглядный опыт работы со сложной системой, где игроки могут увидеть, как коллективные результаты индивидуально разумных решений могут быть катастрофическими; где они могут увидеть связь между структурой системы и динамикой, которую она порождает».
Интересно, что игра упоминается как «авиа-симулятор» для менеджеров (management flight simulator) — концепция, активно используемая Патриком Стюартом в его симуляциях Okaloa (что не должно быть странным, учитывая влияние Джона Д. Стермана). Кроме того, для кого-то может быть «откровением» увидеть, что множество принципов и концепций (например, на первом месте — опыт), которые используются в «передовых» Agile-играх и симуляторах, существуют уже полвека.
Как вы, наверное, уже заметили, очень сложно провести тонкую грань между симуляциями Kanban, Lean, Agile-симуляциями и играми. Очень часто затронутые концепции смешиваются. В этой статье я ограничивал область действия только вещами, связанными с Канбаном, иначе это было бы нереально долго и вообще не использовалось бы, потому что в целом существует действительно много Agile-игр (сообщество, похоже, немного одержимо играми и моделированием). Если вы хотите узнать больше в этой области, я бы посоветовал посмотреть самостоятельно:
- Lean Симуляции (или смотри раздел «Канбан»)
- TastyCupcakes
В этой статьей перечислены только Канбан-игры, но также есть множество Agile и Lean игр.
Наслаждайтесь игрой!