Перевод статьи James Steele, размещённой на squirrelnorth.com. Оригинал можно прочитать здесь.
Итак, вы agile-коуч. Вы входите в кейс компании или команды, и от вас ожидают немедленной оценки контекста, в котором вы оказались.
Что вы будете делать? Как вы можете оценить ситуацию, чтобы предложить актуальное предложение своему клиенту?
В первой части этой серии статей я дал вам первые 6 техник наблюдения и ориентации для коуча. В этом материале я собираюсь раскрыть оставшиеся 6 фокусирующих вопросов.
Давайте приступим!
7. Что примечательно, интересно или необычно?
Хотя существует много общих черт, проблем и характеристик организационных ситуаций, которые мы наблюдаем, часто есть один или два элемента, которые отличают одну историю от другой.
Ваша способность выделять примечательные аспекты определенного контекста очень важна.
Например: вы можете определить, что организация претерпела огромное количество изменений за предыдущие месяцы, но сопротивления при этом было очень мало. Я бы сказал, что это довольно примечательная, интересная и необычная ситуация.
Как коуч, вы должны быть в состоянии распознать этот факт и определить, почему это так. Есть ли жесткий лидер, который запугивает всех, чтобы они приняли изменения? Есть ли негативная реакции на тех, кто сопротивляется? Или это из-за действительно эффективного лидерства, которое признает и уважает эмоциональные потребности людей?
Независимо от причины ваша способность улавливать уникальные черты и объединять это в одно или два предложения, поможет вам понять контекст. Поэтому обязательно задавайтесь вопросами «что примечательно, интересно или необычно?».
8. Какие варианты или альтернативы были опробованы?
Когда вы оказываетесь в новой коучинговой ситуации, очень важно, чтобы вы не считали, что вы начинаете с чистого листа. Там, безусловно, будет предыстория, которая формировала эту ситуацию. Вам нужно понять ключевые элементы этой предыстории, связанной с проблемами, которые вы пытаетесь решить в настоящее время.
Вам нужно узнать, что уже пробовали раньше? Что не сработало? Почему это не сработало? Что сработало и почему? Где что-то было решено? Почему было решено?
Как коуч, вы должны понимать и ценить то, что есть сегодня, ведь за достижением этого стоит борьба. Вы обнаружите, что предыстория предлагает важные подсказки, которые помогут вам принять решение что делать дальше.
9. Какие варианты вы могли бы предложить?
Этот наводящий вопрос не о том, чтобы осуждать действия других, а о том, чтобы стать лидером.
Что вы могли бы сделать по-другому и почему? Почему вы исключили определенные подходы? Полюбопытствуйте. Это можно использовать во всех ситуациях, не обязательно применять только там, где вы занимаетесь коучингом.
10. Каковы плюсы, минусы и побочные эффекты ваших действий?
Ваши действия имеют последствия. Потратьте время, чтобы подумать, прежде чем действовать.
Различные варианты действий также имеют компромиссы. Вы их понимаете? Подумайте, какими они могут быть.
Не думайте, что ваши решения и действия зайдут гладко. Помните, что изначально все будут реагировать на любые предлагаемые вами изменения, оценивая их через призму эмоций. Вы будете сталкиваться с ситуациями, когда ваши идеи поддерживаются, но чаще есть риск встретить сопротивление.
Опередите эту кривую. Поймите свой контекст и аудиторию. Взвесьте все за и против и действуйте соответственно. Не стоит совершать шаги, не рассмотрев эти вопросы. Поймите потенциальное влияние ваших предложений.
11. Что бы вы сделали дальше?
Предугадывайте ситуации. Всегда задавайте себе вопрос: «Что бы я сделал дальше?»
Будьте готовым. Потратьте время, чтобы обдумать возможные вопросы, которые могут возникнуть, и будьте готовы проявить гибкость и вести переговоры. Не будьте просто реакционером.
Это касается не только ситуаций здесь и сейчас! Всякий раз, когда вы слышите истории о том, что переживает другой коуч, или говорите с кем-то о его предыдущих проблемах, или размышляете о прошлых ситуациях, обязательно старайтесь извлечь уроки из этого. Если бы вы оказались в одной из таких ситуаций, какой следующий шаг вы могли бы предпринять?
12. Что вы узнали из этой истории и что вы могли бы перенять?
Как коуч вы должны быть потрясающим писателем. Вам нужно выработать привычку делать заметки, а затем пересматривать их, чтобы найти идеи, которые у вас не было времени обдумать, пока вы активно наблюдали.
Ищите, чтобы делать открытия. Учитесь на предыдущих ситуациях. Просмотрите свою записную книжку, чтобы увидеть, какие успешные модели могли быть применены в определенных ситуациях. Возможно, вы сможете повторно применить то, что сработало ранее.
Когда вы выясняете то, что работает в вашем случае, и изучаете каждую уникальную ситуации, вы развиваетесь как коуч. Спросить себя, чему можно научиться из ситуаций, в которых вы оказались, — это ключевой метод, способствующий профессиональному развитию.
Выводы
На вашу способность реагировать на ситуации контекстуально уместным образом будет в значительной степени влиять ваша способность наблюдать и эффективно оценивать ситуации с коучинговой позиции.
12 фокусирующих вопросов, которыми я поделился с вами, — это проверенные способы посмотреть на ситуации с разных точек зрения, чтобы увидеть то, что часто остается незамеченным коучами, которые больше занимаются «процессным коучингом» и контролем аспектов внедрения процесса.