От целей к результатам: что такое OKR и как он поможет твоему бизнесу

Автор: Артур Нек

Сегодня компании всё чаще стараются улучшить процессы управления. Некоторые пытаются внедрить OKR — систему постановки и достижения целей. Это особая модель, которую уже успешно используют в своей деятельности Uber, Avito и Google. Но применять OKR можно в бизнесе любого масштаба. Что это за инструмент и зачем он нужен, разбираемся с Neogenda.

OKR приводит компании к успеху

В 1970-е годы корпорация Intel разработала новый метод управления компанией. В нём команда достигает успеха за счёт правильной постановки цели и постоянного отслеживания ключевых результатов. При этом лидеры получают полное представление о том, что происходит на каждом этапе работы. Свою эффективность метод OKR доказал, когда в 1999 его применили тогда ещё в неразвитой компании Google. Дальше, как говорят, история.

Сегодня метод постановки и достижения целей показывает свою пользу на биржевом рынке. За 2021 год компании, которые его применяли, выросли практически на 100%. Успех OKR в том, что он вдохновляет сотрудников достигать простые и понятные цели, а руководству виден реальный результат и прогресс, которые двигает вперёд всю компанию.

Помогает правильно формулировать и достигать цели

Модель OKR — метод управления в менеджменте. Он состоит из нескольких частей. Первая буква «O» означает Objectives, то есть цели. Это конечные точки в работе, к чему компания стремится и куда направляет свой рост. То, чего нужно достичь.

Сначала нужно поставить глобальную цель компании. Например, выйти на международный рынок. Такая цель амбициозна, на реализацию уйдет много времени и ресурсов. Однако сотрудники и руководство видят направление развития, понимают, чего хочет в конечном итоге достичь компания.

Дальше возникает проблема, как эту глобальную цель достичь. Для этого компания дробит глобальную цель на десятки промежуточных и ставит им конкретный дедлайн. Например, если глобальная цель — выйти на международный рынок, то первая промежуточная может быть такой — увеличить объём продукции на 20% за квартал. Эту цель можно также дробить на несколько более мелких задач.

В итоге все сотрудники работают в этом направлении и встречаются в конечной точке, когда цель достигнута. Но часто бывает путаница. Компании не отличают глобальное с промежуточным. Чтобы этого избежать, нужно правильно использовать OKR.

Даёт конкретные результаты

В аббревиатуре OKR первая буква означает цели, в то время как две оставшиеся расшифровываются как Key results или ключевые результаты. Они закладываются на этапе формирования цели, чтобы в будущем точно понимать, достигнуты они или нет.

Например, компании нужно увеличить количество водителей — это цель.

Ключевой результат № 1: увеличить количество водителей на Х%
Ключевой результат № 2: уменьшить время ожидания машины на Х минут

Это показатели, которые можно отслеживать еженедельно. Так будет понятно, в правильном ли направлении идет работа и, если что-то идёт не так, быстро принимать решения. К ключевому результату добавляют измеримый показатель, который докажет, что цель достигнута. Например, отдел по продажам уменьшил время переработок на пять часов из пяти возможных. Здесь есть однозначное положительное решение с числовым показателем.

Но это не относится к целям на уровне компании. У них не должно быть результатов в цифрах. Те точки развития, которые направляют бизнес, выполняют свои отдельные функции. Они согласовывают все OKR команд с целями компании, чтобы с их помощью она продвигалась вперёд.

Пример

Цель: Занять лидирующее положение по доходам среди студий подкастов в России

Ключевой результат 1: выпустить X подкастов (за квартал)
Ключевой результат 2: увеличить долю рынка с 20% до 30% (за квартал)

Улучшает работу сотрудников

Правильная постановка цели и возможность увидеть реальный результат, также нужны для мотивации. Это один из главных критериев успеха компании. Система OKR рассчитана на улучшение работы сотрудников за счёт их поощрения. Речь идет не только о финансовой стороне вопроса, но и о психологической:

1) В этой системе сотрудники сами выбирают свои цели и ключевые показатели, определяющие результаты.

2) Человеку проще работать, если он понимает, что и зачем он делает. В системе OKR проводятся еженедельные, ежеквартальные или ежемесячные собрания и другие подобные совещания. С их помощью сотрудник отслеживает свои достижения и обсуждает их с коллегами.

3) Установка и достижение целей сплачивает коллектив и вырабатывает систему доверия, когда каждый контролирует свою работу ради общего результата. В 2016 году в журнале Personality and Social Psychology Review появилось исследование, в котором учёные доказали, что от сплоченности коллектива напрямую зависит производительность труда и состояние здоровья сотрудников. Поэтому система OKR — хороший способ улучшить эти показатели.

Создаёт возможность эффективного управления

В модели OKR руководство задаёт общую цель, а подразделения ориентируются на неё и выстраивают собственные. Благодаря чётким ключевым результатам, работу нижних звеньев можно отслеживать и корректировать на любом этапе.

Внедрять инструмент OKR следует поэтапно:

1) собрать небольшую контрольную группу;
2) начать обсуждение, придумать цели и результаты;
3) запустить рабочий процесс;
4) по прошествии установленного срока собрать и оценить результаты;
5) в случае успеха можно масштабировать OKR на подразделение, а затем и на всю компанию.

Важно помнить, что внедрение системы целей и результатов — это не свод жёстких правил, а общая схема работы. Поэтому её аспекты необходимо адаптировать к конкретной организации.